Перейти к основному содержанию

Моя семья и проблема войны и мира (историческое исследование)

 

Опубликовано go - 22 июня, 2010 - 17:49
Данилова Ирина, 11А класс, МБОУ-гимназия №13 п. Краснообска Новосибирского района НСО, учитель Городецкая Т.Н.
 О Великой Отечественной войне я знаю только по фильмам, книгам, рассказам моих прабабушек. О новых локальных войнах, в которых гибнут молодые люди сегодня, я узнаю из репортажей телевизионных журналистов.

Война страшна, так как уносит жизни ни в чем неповинных людей. Война не выбирает, кого убивать: своего или чужого! Она убивает всех: мужчин, женщин, стариков, детей.

Впервые об этом я задумалась в 7 классе, когда в рамках изучения истории нам  было дано задание поразмышлять на тему: «Моя семья и проблема войны и мира».

Задача казалась сложной, для ее разрешения пришлось привлечь всех: маму, папу, бабушек,  дедушек и даже прабабушек!!!

Начиная  сочинения-эссе, я и не подозревала, что исследовательская работа продолжится в 8, 9 и 10 классах. И это позволит мне принять участие в школьной научно-практической конференции.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

I этап. Рождение семейной легенды.

В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, мой прапрадедушка Давыд Никифорович Фомин, которому в ту пору было 43 года, ушел добровольцем на фронт. В 1942 году в одном из боев он был тяжело ранен. Пролежав без помощи несколько часов в снегу, обморозил руки. После того, как санитарка доставила его в медсанчасть, его отправили в госпиталь, где ампутировали все пальцы рук!

Вернуться в боевой строй прапрадедушке больше не удалось. Но и в тылу его ждали не менее тяжкие испытания. Он оказался одним из самых молодых мужчин в Тешлоговской слободе города Новокузнецка. Ему пришлось, как только зажили раны, выполнять самую разную физическую работу от зари до зари.

Прапрадедушка Давыд Никифорович научился делать все своими беспалыми руками. Он дожил до 83 лет, всю жизнь работал, самостоятельно себя обслуживал.

В старости он работал сторожем в средней школе № 47 Кировского района г. Новосибирска и никогда не позволял, чтобы к  утру не было очищено от снега и льда школьное крыльцо или дорожки, по которым в школу шли дети и учителя. Все любили и уважали моего прапрадедушку.

II этап. Поиск семейных реликвий. Самое бесценное, что осталось от моих предков – это ордена и медали за боевые и трудовые заслуги. В одной коллекции хранятся боевые медали и ордена моего прадедушки Ивана Давыдовича Фомина, который, получив аттестат об окончании средней школы, как и его отец, пошел добровольцем на фронт в составе 22-й Сибирской добровольческой дивизии. За годы войны он был несколько раз ранен в боях, награжден многими медалями, орденом Красной звезды и орденом Отечественной войны  Его часть после окончания войны занималась восстановлением разрушенных районов Чехословакии и Польши.

После возвращения в 1947 году домой он окончил Сталинский металлургический институт и по распределению уехал в Новосибирск.

За годы послевоенной работы на заводе имени Ефремова прадедушка заслужил 2 медали «За трудовую доблесть». В 60 лет прадедушка умер от старых военных ран, от тяжелого вредного труда в мартеновском цехе завода.

Другой мой прадедушка, Геннадий Григорьевич Данилов, не участвовал в войне, так как был молод. Но за долгие годы работы на заводе «Вторчермет» он был награжден орденами Трудовой Славы первой и второй степени.

Сегодня эти награды бесценны. Мои прадедушки не наденут их больше, но эти реликвии бережно хранятся в нашей семье.

III этап. Изучение семейного архива. На уроках истории я узнала о том, что исторические документы хранятся в архивах. Раньше я не понимала важности семейного архива, потому что были еще живы мои прабабушки и прадедушки. Они рассказывали мне о своей нелегкой жизни. После смерти моей прабабушки Марии Ивановны Фоминой я решила посмотреть семейный архив. И обнаружила в нем пожелтевшую справку о том, что Соломкина Мария Ивановна, 1927 года рождения, в 1991г. реабилитирована, так как в 1933 году была незаконно выселена из села Коренево Рыльского района Курской области. Прабабушка Фомина (Соломкина) Мария Ивановна при жизни много рассказывала мне об истории переселения, и о том, какой след оставила Великая Отечественная война в нашей семье.

В 1933 году, когда начался очередной этап сталинских репрессий, семьи моего прапрадедушки Ивана Давыдовича Фомина и прапрабабушки Соломкиной Марии Ивановны были выселены из Курской области по непонятным причинам. В семьях не было ни большого хозяйства, ни богатств, за которые можно было бы раскулачить. Было много детей, которые все время, как помнит бабушка, хотели есть.

По рассказам моей прабабушки, людей везли в товарных вагонах шестнадцать суток практически без воды и пищи. Давали ржавую кильку и черствый, плесневый хлеб. Когда хлеб закончился, люди стали замешивать муку на воде, клали лепешки на крышу вагона. После того, как  лепешки подсушивались, их ели. Начались болезни. Много трупов снимали из вагона на каждой станции.

После приезда в г. Новокузнецк Кемеровской области людей расселили в заброшенных бараках по две – три семьи в одной комнате. Началась тяжелая работа на шахтах за полуголодный паек.

Бабушка рассказывала, что в семье, где к тому времени из восемнадцати детей оставалось только восемь, работали отец и старший брат, Григорий Иванович. А ведь работа в шахте была очень тяжелой.  Когда началась война, Григорий ушел на фронт, но через год вернулся без ноги. Остальные братья и сестры моей прабабушки были малы, чтобы идти на фронт. Но те, кто мог, начали очень рано работать для фронта. А прабабушка, самая младшая в семье, училась. Она училась с таким старанием, что окончила школу на «отлично». Тогда не давали медалей, но в ее аттестате не было ни одной четвертки!

 Окончив Сталинский педагогический институт, она стала работать преподавателем высшей математики в металлургическом институте, где, вернувшись с войны, учился Фомин Иван Давыдович, ставший моим прадедушкой.

После окончания института семья переехала в Новосибирск. Дедушка стал работать в мартеновском цехе завода имени Ефремова, а бабушка с первого дня открытия Новосибирского электротехнического института и до самой пенсии преподавала высшую математику.

Я удивлялась, почему люди, к которым так несправедливо отнеслось государство, защищали это государство, учились и честно работали на благо этого государства. Но моя бабушка, Зоя Ивановна, объяснила мне, что наши предки делали это не для Сталина или Хрущева, а для людей, для своей Родины, в которой живут миллионы таких же, как они, страдальцев, перенесших тяготы непосильного труда, несправедливости, тяготы войны.

IV этап. Изучение истории послевоенного периода. Беседуя с бабушкой, я обратила внимание на фразу: «Война закончилась, а спокойствия в мире не было…». « Почему?» - подумала я.

Для ответа на этот вопрос пришлось обратиться к историческим источникам. После второй мировой войны началась  ядерная эпоха, связанная с противостоянием «СССР - США». В 1949 году в Советском Союзе была создана атомная бомба. Это сыграло решающую роль в изменении соотношения сил на международной арене. Американская  монополия (с 1945г.) на атомное оружие была ликвидирована.

Перспектива новой войны тревожила народы мира.

Стремление двух противоборствующих блоков к расширению сфер влияния дважды в течение одного пятилетия ставило мир на грань  ядерной катастрофы…

V этап. Ценные воспоминания. Мир нужен был всем!  Всем: и взрослым, и детям!

Об этом я узнала из рассказа моей бабушки, Даниловой (Фоминой) Зои Ивановны, которая в детстве за отличную учебу и активную работу в пионерской дружине школы №47 Кировского района г. Новосибирска была награждена путевкой в пионерский лагерь «Артек».

«Летом 1964 года группа пионеров,  проживавших по адресу ул. Бурденко 21 в Кировском районе г.Новосибирска, решила организовать дворовую тимуровскую команду. Все ребята, кто не уехали в загородные пионерские лагеря, вошли в эту команду. Каждое утро во дворе поднимался красный флаг под бой барабана. День начинался с линейки, на которой каждому давались поручения. Работал «Зеленый патруль» - это группа ребят, которые заботились о том, чтобы никто не ломал деревья.

  Принесли из дома детские книги и создали небольшую библиотеку, книги в которой казались самыми интересными. Еще одна группа ребят помогала молодым мамам, играла с их детьми, когда мамам надо было уйти по делам. Весь отряд делал кукол из папье-маше для кукольного театра и ставил спектакли во дворе для взрослых и детей.

 В подвале этого дома было бомбоубежище – комната без окон и дверей. Эту комнату мы побелили, нарисовали на стене пионеров и организовали в этом бомбоубежище штаб. Но через некоторое время пришли работники ЖЭКа и сказали, что детям в подвале находиться нельзя, и комнату закрыли.

В ответ на это мы написали письмо в газету «Пионерская правда». Где–то через месяц пришел ответ, в котором было сказано, что комитету комсомола заводу им. Ефремова предложено оказать нам содействие и помощь в организации отряда по месту жительства. Вскоре пришли комсомольцы, познакомились с нашей деятельностью и сказали, что нам выделено другое помещение на улице Мира. Так родился детский клуб по месту жительства, который существует и по сей день («Ефремовец»).

Закончилось пионерское лето, но работа не остановилась. Меня избрали председателем совета пионерской дружины школы №47. За отличную учебу и общественную работу меня отправили в Артек в 1965г. Я была первой артековкой этой школы».

Была международная смена 1965 года. В Артек съехались дети из 49 стран мира. Новосибирскую делегацию поселили в главном лагере Артека «Морском».

 Отовсюду слышалось иностранная речь, - вспоминает Зоя Ивановна. Многие дети пользовались переводчиками».

Много интересных встреч состоялось тогда в лагере: приезжали С.Я. Маршак, космонавты Ю.А. Гагарин и Г.С. Титов. Но больше всего тронуло сердце моей бабушки событие, о котором она не может рассказывать без слез.

1965 год – это год 20-летия со дня бомбардировки японских городов Хиросима и Нагасаки.

Из воспоминаний моей бабушки -  Даниловой (Фоминой) Зои Ивановны:

«Тогда в 1945г. атомные взрывы, произведенные американцами, унесли тысячи жизней, а многие люди получили смертельное заболевание  лучевую болезнь.

 Поэтому все советские дети, узнав из газеты «Пионерская правда» о том, что в Японии существует легенда о бумажных журавликах, спасающих от лейкемии, решили принять участие в акции помощи.

 Артековцы в течение нескольких дней делали бумажных журавликов, потому что ждали приезда делегации японских женщин, которые прошли  и проехали огромные расстояния от Японии до Крыма, неся в руках портреты своих погибших детей во имя тех, кто еще оставался  жив и продолжал  бороться с грозным заболеванием.

На встрече артековцы передали им журавликов, чтобы детям Японии они помогли выжить.

 Вообще, ощущение того, что все дети мира хотят мира, не покидало меня.

       Многие события артековской жизни поддерживали это ощущения, но одно, самое яркое я не могу забыть!

На Костровой площади главного лагеря «Морской» в один из вечеров собрались все Артековцы.

На импровизированной сцене шел смотр инсценированной песни.

На фоне моря стоял хор старших отрядов и исполнял песню «Бухенвальдский набат». На фоне хора разыгрывался мини – спектакль:  стояла девушка в черном, которая, за время короткой паузы между куплетами,  протягивала руки сквозь «колючую проволоку» и говорила: «Хлеба дайте, мира дайте».

А хор продолжал петь. И звучали слова: «Дети мира…берегите, берегите, берегите мир!».

Эти последние слова песни всколыхнули Костровую площадь.

В едином порыве дети, говорившие на разных языках, запели все на русском языке эти последние слова припева песни:  «Берегите, берегите, берегите мир!».

А потом начали скандировать: «Мир! Дружба!», обмениваться значками, расписываться на галстуках». И тогда моя бабушка поняла, что дети мира не хотят войны! Для детей планеты не существует деления: «СВОЙ» - «ЧУЖИЕ»!!! Все дети едины  в своем стремлении жить, жить счастливо под мирным небом!

 Бабушка, вспоминая, с гордостью добавила: «После возвращения из «Артека» работу по борьбе за мир я продолжила в клубе интернациональной дружбы (такие клубы были в то время в каждой советской школе!), который мы создали в школьной пионерской дружине…

 Я переписывалась с китайским мальчиком, с польской, чешской и немецкой девочками. Никто из них не хотел войны. Все хотели мира».

VI этап. День сегодняшний. Изучая историю страны и историю семьи по вопросам войны и мира, мне стало интересно узнать, а что на эту тему думают мои учащиеся нашей гимназии? Было решено провести анкетирование учащихся параллели 8-х классов (60 чел.).

На 1 вопрос: «Какой праздник мы отмечаем каждый год 9мая»?

-  96 % ребят ответили День Победы

(мне очень горько, что нашелся тот, кто сказал: «Не знаю» и  тот,  кто сказал: «День детей террористов».   Хочется верить, что это была лишь шутка!).

На второй вопрос: «В какой войне победил советский народ?»

 - практически все ответили: в Великой Отечественной войне/

На третий вопрос: «Сколько лет назад  это случилось?»

- большинство отметили год 1945  

На 4-й вопрос: «А существует ли сейчас угроза миру?»

- «Не знаю» - ответили 7 уч-ся;   - «Нет» - 12 уч-ся;  - «Да» - 28 уч-ся; - «Да, только не с участием нашей страны» - 2 уч-ся…

(Эти цифры показали, что 48 человек из числа опрошенных уже сейчас (в период нашего взросления) пытаются задумываться на взрослые темы, к сожалению, 12 пока еще пребывают в «безоблачном» детстве. (А что, если затянется это пребывание?!).

На пятый вопрос: «Если все же предположить, что угроза существует, то от кого она исходит?» - ответы были разные.

Большинство назвали США, Сев. Корею, Китай, Японию и международный терроризм. Некоторые отметили: от самих людей, от той глупости людской, которая сохраняется даже в наше информационное время!

Последний вопрос :

 «Что необходимо сделать для обеспечения мира на Земле?»

Ответы ребят можно четко подразделить на две группы: одни,  по-детски глупые:

 - «не лезть в чужой монастырь»;

 - «атаковать Америку ядерными ракетами»;

 - «свергнуть Буша и грузинского президента» и т.д.;

другие, по-взрослому продуманные:

 - стремиться не делать ничего плохого;  

 - думать о других и уметь слушать других;

 -учредить межгосударственное образование, чтобы люди стали более рассудительными;  - наладить отношения между странами путем переговоров;

 - собраться и сделать большую миротворческую армию;

 - объединить всю планету в единую неприкосновенную (!) территорию Земли;  

- сократить  оружие массового поражения;

- заключить мирные договоры между странами о коллективной безопасности и т.д.

Отвечая на вопрос, наши ребята предлагали те меры, которыми уже воспользовались страны мира для сохранения стабильности на земле!

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Так и есть ли надежда полностью избежать ядерной катастрофы?

 Еще немецкий  философ И. Кант утверждал, что «мир с неизбежностью проложит себе дорогу, так как приходит осознание неприемлемости войны». С накоплением ядерного оружия такое осознание пришло.

А я же, заканчивая 11-й класс, просто радуюсь тому, что взрослые оберегают столь хрупкий мир и для меня, и для таких, как я!

Я рада, что живу в  Сибири. Это моя Родина. Я люблю природу родного края, шум городских улиц, людей, которые меня окружают.

 Я понимаю, что мои предки много сделали для того, чтобы мой город стал таким красивым, а  жизнь моего поколения была радостной счастливой. Но я еще и поняла, что нужно помнить о том, как это все давалось непросто!