Перейти к основному содержанию

БАЙДУКОВ ГЕОРГИЙ ФИЛИППОВИЧ

Родился 26 мая 1907 года на блокпосту Тарышта около станции Татарская ныне Татарского района Новосибирской области в семье путевого ремонтного рабочего. Русский.
Много раз переезжал с семьей на новые места жительства.
С 9 лет бродяжил. Затем воспитывался в Барабинском интернате (Новосибирская область), но через 2 года был из него исключен. Окончил Чановскую железнодорожную школу.
С 1921 года работал строительным рабочим на Сибирской железной дороге.
Поступил в Омскую железнодорожную профтехшколу, но вскоре бросил учебу и уехал в Ленинград (ныне – Санкт-Петербург). В 1926 окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1928 – Качинскую военную авиационную школу летчиков. Служил в строевых частях ВВС.
На испытательной работе с 1931 года. В 1931–1934 годах – летчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС (НИИ ВВС). С 1934 года учился на инженерном факультете Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского.
Весной 1935 года откомандирован из академии для подготовки к трансарктическому  перелету  на  самолете  АНТ-25.
В начале августа 1935 года в составе экипажа С.А. Леваневского участвовал в попытке перелета, прерванного из-за технических неполадок.
С 20 по 22 июля 1936 года на самолете АНТ-25 в качестве второго пилота (командир – В.П. Чкалов, штурман – А.В. Беляков) совершил беспосадочный перелет из Москвы через Северный Ледовитый океан, Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне – остров Чкалова) в устье Амура протяженностью 9374 км.
Звание Героя Советского Союза Георгию Филипповичу Байдукову присвоено 24 июля 1936 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении этого беспосадочного перелета.
С 18 по 20 июня 1937 года на самолете АНТ-25 в составе того же экипажа совершил беспосадочный перелет Москва – Северный полюс – Ванкувер (США) протяженностью 8504 км.
С 1937 – летчик-испытатель авиазавода № 22 (г. Москва); испытывал серийные бомбардировщики СБ и Пе-2, принимал участие в испытаниях самолета ДБ-А.
14 мая 1937 года вместе со вторым пилотом Н.Г. Кастанаевым на самолете ДБ-А установил мировой авиационный рекорд скорости полета на 2000-километровом замкнутом маршруте с грузом 5000 кг, равный 280,25 км/ч.
Участник советско-финляндской войны 1939–1940 годов в должности командира авиационной группы.
В августе – декабре 1941 года находился в правительственной командировке в США по вопросу приобретения американских самолетов.
Участник Великой Отечественной войны: с января 1942 года – заместитель командира 31-й смешанной авиационной дивизии (Калининский фронт), командующий ВВС 4-й ударной армии, командир 212-й (с мая 1943 года – 4-й гвардейской) штурмовой авиационной дивизии. С января 1944 года – командир штурмового авиационного корпуса. Участвовал в освобождении Киева, Белоруссии, в Восточно-Прусской операции, освобождении Гданьска, форсировании Одера.
После войны – на командных должностях в ВВС. В 1947–1949 годах – начальник Главного Управления ГВФ. Осенью 1947 года принимал участие в испытаниях пассажирского самолета Ту-70. В 1949–1952 годах – заместитель начальника НИИ ВВС по летной части.
В 1951 году окончил Военную академию Генштаба. С 1952 – заместитель, 1-й заместитель начальника Главного штаба войск ПВО страны по специальной технике. В 1957–1972 – начальник 4-го Главного Управления Министерства обороны СССР, член Военного совета Войск ПВО страны. С 1972 года – научный консультант главнокомандующего Войсками ПВО страны. Избирался депутатом Верховного Совета СССР.
С 1988 года – в отставке. Жил в Москве.
Генерал-полковник авиации (1961), летчик-испытатель 1-го класса (1940). Лауреат Государственной премии СССР (1970). Почетный член Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского. Член Союза писателей. Награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Кутузова 1-й и 2-й степени, двумя орденами Суворова 2-й степени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, 4 орденами Красной Звезды, орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 1-й, 2-й и 3-й степени, медалями, иностранными  наградами.
Автор книг: «Наш полет в Америку» (М., 1937); «Записки пилота» (М., 1938); «Рассказы разных лет» (М., 1983); «Чкалов» (М., 1991) и др.
Скончался Герой Советского Союза Георгий Филиппович Байдуков 28 декабря 1994. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Его имя носят улицы в Новосибирске, Москве, Витебске, Могилеве и Донецке. В его честь переименован остров Лангр в Охотском море (возле острова Чкалова). Почетный гражданин города Николаевск-на-Амуре. В Новосибирске имя Героя Советского Союза Георгия Филипповича Байдукова увековечено на Аллее Героев у Монумента Славы [170, 178, 240, 410, 417, 451, 481, 685, 732, 787, 919, 926, 940, 1081, 1176, 1194].